Казалось бы, неоспоримый факт, что рисовать может каждый. Не обязательно иметь художественное образование, можно вообще никакого не иметь. Также как не иметь кучи дорогих материалов. Но почему-то у многих людей это вызывает сомнение и даже сопротивление.
Я не умаляю таланты живописцев и терпение учащихся художественных школ. Я говорю о рисовании, как средстве самовыражения и передачи информации.
САМ СЕБЕ ХУДОЖНИК
#осебятина
Начну с себя. Никакого художественного образования у меня нет. В дошкольном детстве недолго посещала в изостудию при дворце пионеров. И усвоила что я – художник от слова «худо», мои руки растут не из того места, а точнее из «того самого», которым думаем и которое «наше всё». Объяснил ли мне это кто, или я сама так решила – история умалчивает.
В школьные годы мне нравилось рассматривать альбомы, которые делали маме в подарок в стиле скрапбукинга (тогда я такого слова не знала), с каллиграфическим почерком написанными стихами и красивыми надписями (сейчас это назвали бы «леттеринг»). Я тоже пыталась повторять, но получалось криво-косо. Что ещё раз убедило меня, что творчество, оформительство – не моё.
Более молодым сложно представить, но в те времена не было интернета, не было возможности посмотреть видео мастер-классы. Да и в печатном варианте неакадемического было мало. Чем научнее напишешь, чем непонятнее для большинства, том лучше.
***
Тем не менее один творческий проект у меня был.
Несколько месяцев я рисовала стенгазету «Шиповник». Она была посвящена неуспевающим нашего класса. Рисунки – полный примитив (сам себе художник :lol: ). Стихи тоже. Но от души и без капли злобы. Как ни странно, класс обожал эту еженедельную стенгазету. И если я кого-то не упомянула, были обиды: «Ирка, ты почему меня не нарисовала? А у меня же двойка по географии!»
Но я решила, что это всё фигня, забросила и забыла. Напомнила мне о нём мама, совсем недавно.
После окончания школы 5,5 лет я училась в политехническом институте конструировать межконтинентальные баллистические ракеты. По специальности я не работала, а занималась договорами в частной компании, продающей компьютерные сети и услуги интернета крупным предприятиям нашей области. Полтора-два десятка лет я не имела ни малейшего отношения к творчеству в каком-либо виде.
После 30 лет я начала пробовать разные творческие направления. И уже после 40 начала по чуть-чуть рисовать. Что-то придумывала сама, какие-то идеи подсматривала у маститых художников, посещала онлайн мастер-классы.
Поначалу близкие негативно относились к моим увлечениям, считая напрасной тратой времени. Сейчас отношение двойственное, дети меня поддерживают.
Но несколько лет назад мне повезло оказаться в чудесной компании, среди художников с образованием, талантливейших самоучек с персональными выставками, просто любителей рисовать и нерисующих, но готовых поддержать людей. Мы до сих пор общаемся, они мои самые первые зрители, после детей.
ИСТОКИ
А недавно я сделала потрясающее открытие. Я осознала, что рисование – это самый древний способ коммуникации между людьми. Рисовать – это столь же естественно, как петь колыбельную ребенку.
Уверена, вы знаете, что первые рисунки появились задолго до письменности и нотной грамоты. Где-то в эпоху палеолита. Есть много предположений, что именно означала эта наскальная живопись: то ли предупреждения потомкам, то ли фантазии древних подростков, то ли истории жизни племён. Это не важно. Важно то, что люди рисовали уже в те времена, не заканчивая художественную школу или факультет искусств, не имея выбора художественных материалов. Примитивные, но абсолютно читаемые, интуитивно понятные рисунки.
Возможно, вы скажете, что нарисуете ничуть не лучше этих древних художников. Да и замечательно! Можно нарисовать историю своей семьи, своего дня, комикс. В такой примитивной технике как раз можно выплеснуть наболевшее, свои эмоции, мысли, мечты. А потом сохранить, как поступал палеолитный сам-себе-художник. Или выбросить, если выплеснули негатив и хочется избавиться.
Кстати, не умея иначе, свою стенгазету «Шиповник» я рисовала именно в такой примитивной технике. И это было очень кстати – легко делалось, легко воспринималось.
НЕ СОТВОРИ КУМИРА, НО СОЗДАЙ СВОЙ ПЕРСОНАЖ
Когда вы пытаетесь нарисовать с натуры лес или дом, вы ориентируетесь на реалистичность. И если знаний и мастерства не хватает, то следует огорчение.
Если же вы придумаете своего персонажа, сделаете его сказочным, то рисовать будет проще, потому что портретное сходство, реалистичность будут совершенно не важны.
Героем может быть кто и что угодно: морская раковина, Баба Яга или сбежавшая избушка, носок, потерявший свою пару или говорящий утюг, а может быть, пухлая подушка-бухгалтер, считающая убытки от недополученных вами снов.
Рисунки могут быть одиночными или объединёнными в серию.
Например, я часто рисую Сороку. Не реалистичную, а хуманизированную. Это своего рода самотерапия. Через Сороку я могу рассказать о том, что меня беспокоит. Или придумать приключения, которых нет в жизни, выйти победительницей из неприятной ситуации.
А вот иллюстрации к похождениям одного знакомого Сороки, талантливого поросёнка Свинни. Всё, что нужно – немного времени, желание, лист простой бумаги и ручка.
Кстати, Сороку создатель поросёнка тоже рисует ;-)
(Всё это я рассказывала на прямом эфире в Инсте. Только спутанно. И без слайдов. Они исчезли. Пост об этом опыте ВОТ ТУТ)
Не просто ручка,а гелевая ручка!
Точно, гелевая ручка!
А меня не взяли в художку, сказали, талантов нет ))
Так моя пока на курсах подготовки к художке. Платно. И не факт, что поступит. Но им уже много дали полезного. Понятно, что без таких знаний, просто поступая из состояния любви к рисованию, нифига не поступить.
Лапки им показала бы!
Если бы да кабы… Вот чего сейчас не рисует? Убеждаю, уговариваю. Эх.